?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда-то вот этот пост про сомнительный моральный облик Ильи Муромца вызвал достаточно много нареканий подобного рода о некорректности сопоставления былинного образа Ильи Муромца и образа святого – преподобного Ильи Муромца.

Мол, тот Илья, что убил дочку и посшибал нафиг маковки с церквей – это сказочный персонаж и его низя путать с преподобным, который был образцом благочестия и добродетели. А инок Киево-Печерской Лавры Илия являлся лицом реальным и своему литературному собрату не тождественным.

С одной стороны – возможно, аналогия не очень правильная.
Но с другой стороны – так ли уж она некорректна?
Давайте попробуем разобраться.

Смерть Ильи Муромца
Этот пункт самый интересный из всех, поскольку смерть эта весьма загадочна!


Во ВСЕХ былинах Илья умирает НЕ САМ – его персонаж был настолько любим народом, что в сказке, былине он не мог умереть сам (от раны, в бою, от болезни, от старости и т.п.).

А когда уже в советское время проводили вскрытие гробницы и изучали останки, то обнаружили, что он умер-таки в БОЮ – от обширной рубленой раны в районе сердца – то ли топором, то ли мечом.

Есть версия, что погиб он в один из набегов на Киев.
А может, по пьяни погиб или в междуусобице, каких тогда было много? Возможно, где и есть, но мне не встречалось ни одного источника, где бы были подробности о его смерти «за Христа» (каноническая былинная версия о «замурованности» Муромца не в счет). В общем, этот факт ставит под сомнение добродетельную «монашескую старость» Муромца.

Да и народ не хотел верить в ТАКУЮ смерть Ильи – он не мог умереть в бою, как простой человек.
Одним словом, при всем многообразии былин и казалось бы различающихся между собой былинных циклов (Астахова, Афанасьев, Гильфердинг и др.), основные вехи жизни они излагают в целом очень похоже, если не сказать идентично.

Житие Ильи Муромца
И еще один момент – всем преподобным-святым по канону полагается Житие.
Не скажу точно, но, по-моему, Илья Муромец – чуть ли не единственный святой, у которого НЕТ официального Жития, как нет и обязательных для таких случаев запротоколированных чудес. А в былинах описаны даже не столько чудеса, а удаль, храбрость, сила, норов и т.п.

И думаю (даже это моя личная уверенность, хотя и не претендую на истину), что именно поэтому не рискнули писать ему «жития» – слишком мощный образ и слишком сильна народная память о нем. Но прикарманить надо было. Вот и канонизировали, как канонизировали других героев народной памяти – Невского, Донского, Ушакова.

Вот и получается, что Илья Муромец – истинный, настоящий «народный» святой, да. Но никак не канонический. И
его облик далек от слащавых «житий». С норовом был «святой» – за что и был любим народом как никакой другой герой.

Знают и чтут Илюшу-то именно БЫЛИННОГО. Илью-богатыря, а не Илью-инока.
Хотя мифы тоже бывают очень красивы - вроде мифа о Куликовской битве.

Так что вот вам, друзья, три Ильи Муромца, а который из них тот самый - решать вам.

1. Это - православный Муромец.
Преподобный (несколько пальцев, как полагается, отпилены и хранятся в Муроме):

Пещеры3

Заметьте, что этот самый "инок" изображен на иконе с мечом!
К чему бы это, если был он смирен в постриге и не имел ничего общего с былинным прототипом?



2. Реальный Муромец - именно так выглядел Илья вот так, если верить реконструкции по черепу:



3. Народный Илья Муромец:



Ох ты гой еси, Илья Муромец!






Comments

( 20 comments — Leave a comment )
b00ling
Nov. 24th, 2012 05:16 pm (UTC)
про картину ты зря: мало ли как его видел Дали.
кстати: насколько я наслышан, будучи в Киево-Печерской лавре, он принял православие только после исцеления.
(Anonymous)
Nov. 25th, 2012 11:20 am (UTC)
Не скажи.
Дали великолепно знал все тексты об Илье Муромце, былины, сказки.
И когда к картине привели, кажись, Кривополенову (знаменитую сказительницу), она посмотрела и сказала - что вот Иленька, рукавица у него, что, мол такой он и есть))
yosikava
Nov. 24th, 2012 05:16 pm (UTC)
Муромские мощи.
img010
(Deleted comment)
asnecto
Nov. 24th, 2012 05:25 pm (UTC)
Да, еще где-то версия о походе Рюриковичей встречалась.
zarathustra66
Nov. 26th, 2012 09:54 am (UTC)
Да, интересная версия: Илья Муромец защищает Киев от (в последствии "святого") Андрея Боголюбского! Ещё тот тип был, пожалуй, одна из самых зловещих фигур в нашей истории.
lolog
Nov. 24th, 2012 06:44 pm (UTC)
Мне близок былинный Илья. Как бы ни жил и как бы ни умер его прототип, когда произносят имя Ильи Муромца, то в памяти всплывает именно образ, созданный Васнецовым.:) Великая сила искусства...
captaindi
Nov. 24th, 2012 07:01 pm (UTC)
у Васнецова очень похож на реконструкцию по черепу.
and_kammerer
Nov. 24th, 2012 07:35 pm (UTC)
Надо сказать, что были две экспертизы останков "святого Ильи Муромца". Малоизвестная 50-х годов и распиареная 88го года. Причем данные экспертиз рознятся по всем пунктам, в том числе и по антропологическим данным. Получается, что исследовались совершенно разные костяки! И не факт, что хоть один из них принадлежал Моравленину.
dzeso
Nov. 24th, 2012 07:38 pm (UTC)
После мощей, очень странными выглядят обоснования выноса Ленина из мавзолея :)
anonimny_anonim
Nov. 25th, 2012 02:20 pm (UTC)
как так, ведь Ленин не успел побывать иноком=)
a_round_loaf
Nov. 24th, 2012 09:03 pm (UTC)
>...и тут его засыпало/замуровало/задавило...

Что-то сразу смерть Портоса вспомнилась.
Наверное, никакой богатырь никогда не может умереть иначе.
livejournal
Nov. 25th, 2012 11:05 am (UTC)
Так сколько было Муромцев?
Пользователь povalixa сослался на вашу запись в записи «Так сколько было Муромцев?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Так сколько было Муромцев? [...]
holera_ham
Nov. 25th, 2012 11:32 am (UTC)
Ох ты гой еси, Илья Муромец!- Таки да, гой!(с)
А что касается Илюши- да, именно Русский Богатырь. "Широк Русский человек, пора бы и умерить..."(с)
livejournal
Nov. 26th, 2012 03:44 am (UTC)
Обзор
Пользователь vasily_sergeev сослался на вашу запись в записи «Обзор» в контексте: [...] в Так сколько было Муромцев? [...]
zarathustra66
Nov. 26th, 2012 10:04 am (UTC)
Кстати мне что-то не встречалось ничего по поводу смерти этого Ильи. Вы ничего не путаете? Насчёт замуровывания, неоткрываемого гроба — это скорее про Святогора. Муромец при этом присутствовал, после неудачных попыток его вызволить Святогор передал ему часть своей силы и умер.
О гибели богатырей (видимо, подразумевается в т.ч. и нашего Ильи) рассказывают совсем иначе: они начали битву с некими потусторонними силами, или с самим Богом, и были обращены в камень (или стали горами). Видимо, сюжет заимствован из эпоса о Нартах, или из общего с ним источника.
asnecto
Nov. 26th, 2012 10:30 am (UTC)
Кажется, Вы правы. Действительно спуталось.
За исключением того, что в сказке, былине Илья Муромец нигде не умирает сам.
А насчет горы - да. Спасибо за поправку, сейчас в тексте исправлю.
(Anonymous)
Nov. 26th, 2012 11:44 am (UTC)
Все просто: автор неуч, от глупости и ненависти постит заведомую ложь. Только неуч может сравнивать сказочный персонаж и преподобного. А Жития и у многих новомученников нет - учите матчасть, атеисты.
livejournal
Nov. 26th, 2012 11:09 am (UTC)
Обзор
Пользователь tiina сослался на вашу запись в записи «Обзор» в контексте: [...] в Так сколько было Муромцев? [...]
livejournal
Nov. 26th, 2012 11:36 am (UTC)
Обзор
Пользователь olenenyok сослался на вашу запись в записи «Обзор» в контексте: [...] в Так сколько было Муромцев? [...]
livejournal
Nov. 27th, 2012 02:30 am (UTC)
Обзор от vasily_sergeev
Пользователь brenik сослался на вашу запись в записи «Обзор от vasily_sergeev» в контексте: [...] в Так сколько было Муромцев? [...]
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

asnecto
Некто

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner