Некто (asnecto) wrote,
Некто
asnecto

О СОВРЕМЕННОМ "ВЕРУЮЩЕМ" И "РЕЛИГИИ ТУСОВКИ"

В последне время для постсоветского пространства характерна противоречивая ситуация.
С одной стороны, наблюдался рост религиозности (число людей, декларирующих себя верующими, с 1994 г. возросло с 32,8% до 60-70%). С другой ­– набирал силу процесс секуляризации (светкости).

Вместе эти процессы породили кучу мифов и просто мифотворчество, сформировав так называемого «секулярного верующего»: человека, соотносящего себя с определенной конфессией (80%–85,7%), но не имеющего религиозного типа мировоззрения (свыше 72%) и практически не участвующего в церковной жизни. Такое мировоззрение называют квазирелигиозным, т.е. характеризующимся верой не в бога, а в какие-либо другие высшие силы (природа, НЛО, космос, высший разум, барабашки, реинкарнацию и т.п.) или еще «социально-ориентированной», «ситуативной» религиозностью.

В чем же природа сего «верующего»?
Есть две основных версии:1) Философская – становление квазирелигиозности, деконструкция религии во всем современном мире и эпохе религиозного постмодернизма.

2) Социальная – объясняется воздействием социальных факторов: «маятниковостью» постсоветских религиозных процессов, влиянием моды, – то есть сменой ценностного, нравственного фундамента, но, применительно к религии, ничуть не изменившимся с советского времени мировоззрением.


Проще говоря, современная «религия» приобретает новое качество МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ, обладая всеми ее качествами:

- массовостью
- тусовкой

- потребительским характером
- развлекательной направленностью
- борьбой и раскруткой религиозных брендов,
- активным развитием рынка религиозных услуг и пр.

Причем «религия массовки» – религия городской массовки (тусовки).
Впервые, пожалуй, современная религия переместилась в город из села, деревни, которые традиционно выступали хранителемотносительно незамутненной всякого рода церквями «народной», недогматической веры.

Остается открытым только один вопрос – а где существует (и существует ли) собственно то «православие», оплотом которого очень хочет казаться РПЦ? Пожалуй, только внутри ее ограды и БОЛЬШЕ НИГДЕ… Да и это спорно, если проанализировать диссертационные работы трех Духовных Академий – Московской, Киевской, Минской. Модернизм и постмодернизм – суть методов и мировоззрений, особенно Московской. Но это уже совсем другая тема...

Что получается? Получается, что если говорить о религии как части массовой культуры, т.е. религии "тусовки" - цифры о "большинстве православных" будут верны. Если говорить о религии как вере в Бога, предполагающей принятие "верующим" обязательств (как-то: регулярные молитва, исповедь, причащение и т.п.), то православных у нас окажется меньше, чем священнослужителей …






Tags: мифы, общество, околонаучное, православие, религия, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments